АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ БЕЗОПАСНОГО ТИПА ПОВЕДЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

А. П. Сайкина, С. Г. Решетова

Аннотация


В статье рассматриваются вопросы построения дефиниции «личность безопасного типа поведения», а также выделены основные характеристики рассматриваемого типа личности, в том числе экстремальной компетентности будущих специалистов нефтяной и газовой промышленности. На примере обучения в Уфимском государственном нефтяном техническом университете, автором представлен анализ некоторых условий современного обучения к проблемам воспитания личности новой формации - здорового, мобильного конкурентоспособного, нравственно зрелого, профессионально-культурного человека, готового действовать самостоятельно и ответственно в условиях современных социокультурных реалий, которые складываются еще в процессе обучения и в целом должны трансформироваться в культурную потребность в квалифицированных и физически подготовленных специалистах. Определены основные внутренние факторы безопасного поведения в профессиональной деятельности специалистов экстремального профиля, через которые проявляются такие черты как профессиональная выучка, мастерство, организованность, дисциплинированность, устойчивость и готовность выполнять профессиональные функции в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. Предложены современные направления по формированию личности студента безопасного типа поведения, в результате которых, в случае эффективного их применения, существенно повышаются показатели физического, психического и социального здоровья, уровень психологической устойчивости и самообладания в сложных и опасных для жизни ситуациях. Практическая значимость работы основывается на создании модели формирования экстремальной компетентности в процессе обучения в вузе, потенциальной возможности ее применения в процессе формирования у студентов знаний, умений, ценностей безопасного поведения.

Ключевые слова


безопасность;личность;безопасный тип поведения;детерминанты;профессионально - важные качества;

Литература


Губанов В.М. и др. Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них / В.М. Губанов, Л.А. Михайлов, В.П. Соломин. М.: Дрофа, 2007. 288 с.

Краткий словарь психологических терминов [Электронный ресурс] / Национальная психологическая академия. URL: http://vocabulary.ru/dictionary/16/word/povedenie (дата обращения 18.09.2016).

Чувин Б. Т. Человек в экстремальной ситуации /Б.Т. Чувин. М.: Владос, 2012. 351с.

Ивахненко Г.А. Здоровье московских студентов: анализ самосохранительного поведения / Г.А. Ивахненко // Социологические исследования. 2006. №5. С. 78-81.

Косолапов А.Б. Комплексная динамическая оценка состояния здоровья студентов / А.Б. Косолапов, С.В. Горшков, Р.Б. Спиридонов // Валеология. 2014. № 1. С. 41-45.

Плюснин Ю.М. Проблема биосоциальной эволюции: теоретико-методологический анализ / Ю.М. Плюснин. Новосибирск: Наука, 1990. - 237 с.

Тарас А.Е., Сельченок К.В. Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия. М.: ACT, 2000. 480 с.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.